29 апреля 2010 •

Ситроенчик, не ошибся ли ты дверью, голубчик? Вход в параллельную реальность дальше по коридору. Именно там чокнутый сказочный мир улыбок, каруселей и воздушных шариков. Там звери с добрыми глазами и люди, которые только и делают, что мечтают и смеются. А тут у нас Северный, между прочим, Кавказ. Горные серпантины изрезаны кинжалами и обнесены забором из знаков «опасный поворот». Зачем Citroen C3 здесь? Дроп-тест лампочки? То есть вот хрустальной снежинкой и об скалу?

В окружении горных вершин, в холле отеля «Семь вершин», пиарщица Оксана Вершинина отвечает на вопрос, что делает C3 на изрытых и заставленных коровами, собаками и лошадьми коварных серпантинах Приэльбрусья. Оказывается, дело-таки в горных вершинах, на которые так удобно любоваться через Zenith — огромное панорамное стекло маленького Ситроена. Об уникальной вещице важно знать одно: истинную её ценность понимаешь, только когда пересаживаешься в автомобиль с обычным стеклом. В «Зените» было 108 градусов вертикального обзора, а без него остаётся 28, с прискорбием.
  • Такая прозрачная громадина (1350 миллиметров длины) появилась в B-классе впервые. Прогрессивная тонировка защищает обитателей «це-третьего» от солнца, не делая, однако, картинку слишком тёмной.
  • От идущего к зеркалу и делящего стекло надвое разделителя теоретически можно отказаться, но только вместе с датчиками света и дождя, проводку которых и скрывает эта «палка».
У высочайшей вершины России естествоиспытателей ждали укомплектованный по максимуму экземпляр с двигателем 1.6 (120 л.с.), четырёхступенчатым «автоматом» и «Зенитом», а также машинка на «механике» с мотором 1.4 (95 л.с.) — компромиссный, по-видимому, вариант. Скорее всего, между ними и будет выбирать потенциальный покупатель. К слову, по статистике производителя, на автомобили Citroen с механической трансмиссией у нас приходится 40% продаж. Стало быть, неудивительно, что тест-драйв «механического» хэтча можно было совершить в одиночку, тогда как салон «автоматической» версии забился под завязку по самый Zenith.
По сравнению с предшественником новый C3 вымахал в длину аж на девять сантиметров (до 3941 мм). Расширился автомобильчик на шесть (1728 мм), а меньше всего изменился рост — 1538 мм (было 1519). При этом «це-третий» остался в прежней весовой категории с массой 1030–1135 кг.
Крыша едет не спеша. Чтобы жёсткая шторка, прикрывающая Zenith, ехала, её надо вести изнутри салона за ручку, электропривода нет. Этот процесс сильно походит на открытие забрала — защищающей лицо подвижной части рыцарского (и не только) шлема. Вжи-ик — и стало светло. Вжи-ик — и ты в домике. Крыша поначалу едет и в переносном смысле. Из-за противосолнечных козырьков, которые в определённый момент оказываются аккурат за затылком водителя.
  • В облегчённых козырьках инженерам не удалось разместить косметические зеркальца.
  • Водителю ростом больше 180 сантиметров регулировок сиденья и руля хватает. Однако своё кресло он максимально сдвигает назад, из-за чего по-человечески посадить за ним кого-то не получится. За передним пассажиром, сидящим не «по педалям», места остаётся достаточно. Спереди ему уготованы дополнительные восемь сантиметров.
У самых маленьких Ситроенов — урождённых «сэ-труа» C3 и C3 Picasso — символ компании на передке не является кромкой капота. Оттого кажется, что «двухэтажные усы» логотипа заключают машинку в кавычки. Будто и автомобилем назвали как-то не всерьёз. Но, погодите-ка, из уст официального лица вылетает слово «агрессивный»! Дескать, первое поколение образца 2002 года было по-женски округлое, а теперь... Ладно-ладно, пусть не агрессивный, но ведь динамичный облик, да?
Коэффициент аэродинамического сопротивления Cx у С3 — 0,30.
Согласимся, по части дизайна от предыдущего «це-третьего» — одно название. Мордочка хищная, силуэт летучий, запоминающийся, да и не скажешь, будто машинка исключительно девочковая — самый что ни на есть здоровый унисекс. Кстати, по данным компании, 70% покупателей Ситроенов в России — мужчины. Для прикидки мысленно сажаем за руль C3 артиста, художника, гитариста, гомосексуалиста, журналиста, смотрим на рыцарей — хорошо сидят. Что до тех мужиков, которые обращают внимание на маленький автомобиль, только если его в «Мистере Бине» сдавливает танк, вряд ли они читают эти строчки.
«Сэ-труа» встречает, что называется, с открытым забралом, не скрываясь, не таясь. Преподносит цветочек на стеклянной пимпочке — это встроенный справа от руля ароматизатор. В интерьере современно, молодо, с чувством юмора. Треугольные кнопки собраны в кругляши, кругл дисплей климатической системы, круглы колодцы приборов, круглы бусинки аудиосистемы. Салон впору причислить к смешарикам, если бы не совсем круглый обод руля и не дефлекторы обдува. Эти — словно верхом на морском скате из твёрдого серебристого пластика. С монохромным дисплеем на лбу и горящими в темноте язычками глаз — симметрично расположенными клавишами центрального замка и аварийки. Хорош парящий над шкалами козырёк, похожий на приложенную ко лбу руку — C3 всматривается в своего хозяина.
Интерьер оригинален, но без вычурности. Конечно же, придраться можно. Например, к крайнему справа колодцу приборов — он кажется несколько перегруженным информацией, так же как и дисплей бортового компьютера.
Разгонная динамика вне зависимости от двигателя — что в ручном режиме «автомата», что на «механике» — хулигана не устроит. Так его в бесстрастное по отношению к седоку кресло и не зазывают. Человек в очках с диоптриями разгоном удовлетворён и изучает ограничитель скорости (есть и такая услуга). Повинуясь чувствительному и лёгкому рулю, «це-третий» практически не кренится на виражах и летит так уверенно, что хочется выйти и убедиться — действительно ли едешь на этом маленьком Ситроене. И если энергоёмкая подвеска успешно перерабатывала кошмарные загородные трассы Кабардино-Балкарии, на которых можно встретить всё что угодно, даже кусок приличного асфальта, нетрудно представить, что на московских изогнутых улицах всё будет великолепно.
В моторном отсеке нового хэтча в три раза больше шумопоглощяющего материала, чем у предыдущего «це-третьего». Да и плотность изолятора увеличили более чем вдвое.
До 60 км/ч на ровном покрытии в салоне совсем тишь. С ростом скорости отчётливо, но не раздражающе обозначает своё присутствие моторчик. При езде за сотню шумит ветер где-то у передних стоек (хоть с «Зенитом», хоть без него) и повисает еле слышный среднечастотный свист. «Что-то поёт чей-то голос, бьётся в стекло, тонет в стекле...» — к звучанию мультимедийной системы с шестью динамиками претензий нет. «Сэ-труа» — услужливый проигрыватель звуков и запахов, которые выбираешь ты сам и никто другой.
  • Заданную клавишами аварийки и замка тему язычков пламени (если имеются в виду именно они) развивают дефлекторы и дверные ручки.
  • За дверцей перчаточного ящика скрываются 13 л объёма и деактиватор подушки безопасности для переднего пассажира.
  • Ароматизатор испытать в действии не удалось из-за отсутствия картриджей.
Второй по популярности дорожный знак в Кабардино-Балкарии — «Обгон запрещён». А на моей полосе показались шесть лошадиных сил живьём. Этим лучше не сигналить — запаникуют. Педаль тормоза у «це-третьего» заметно отзывчивее газа, который в пути можно кратковременно выжать и отпустить, а реакции не последует. Ход сцепления интуитивен и какой бы то ни было специфики лишён. Больше радости могла бы принести механическая коробка, требующая при переключениях чуть больше усилий, чем того ждёшь. Первая втыкается через ступеньку, с задней можно промахнуться. Тем не менее «сэ-труа» с «механикой» по ощущениям идеально подходит для обучения в автошколе, ведь среди прочих прелестей машинка показывает на дисплее передачу, которую пора воткнуть: 40 км/ч — четвёртая. Экономно. В Приэльбрусье гоняемый в хвост и в гриву Ситроенчик показал паспортный расход топлива — 6–7 л/100 км в смешанном цикле.
Виной ли тому тройка в названии модели, но и комплектаций, и двигателей нам предлагают по три штуки. Базовая модификация Dynamique — это моторчик 1.4 (75 л.с.) в комплекте с пятиступенчатой «механикой» — стоит от 487 тысяч рублей. «Средняя» комплектация Tendance (от 568 000) подразумевает более мощную «четвёрку» 1.4 (95 л.с.) или 120-сильную 1.6. Причём вместе с последней, и только с ней, можно заказать четырёхступенчатый «автомат». Так получится самый дорогой набор Exclusive (от 604 500 до 640 500 рублей) — это ещё и стекло Zenith.
  • Солидный для такого класса объём багажника в 300 л при сложенных задних сиденьях увеличивается до кубометра.
  • На нажатие подрулевого рычажка вполсилы Citroen откликается тройным включением поворотника.
  • Хотя стекло пятой двери небольшое, на обзорности это практически не сказывается. Хороши и зеркала, которые в максимальной комплектации складываются автоматически.
В ответ на вопрос о невозможности покупки «золотой середины», C3 с автоматической трансмиссией и 95-сильным двигателем, которого в городе хватит и ещё останется, ситроеновцы понимающе разводят руками. Не ожидается, кстати сказать, у нас и C3 Picasso с «автоматом». По словам представителей компании, утешением может служить тот факт, что «Эксклюзив» получился на 2–6% дешевле подобных предложений конкурентов, а в целом C3 должен быть доступнее соперников на 3–5%. За счёт этого компания Citroen надеется вывести не шибко популярный «це-третий» в десятку самых продаваемых моделей в классе.
Такие опции, как ESP, подогрев сидений и зеркал, электропривод последних, датчики света и дождя, задний парктроник, боковые подушки безопасности, литые диски, окраска «металлик» и светодиодная подсветка, поднимают цену максимальной комплектации до 728 500 рублей.
Производитель преподносит новичка как «автомобиль для свободных духом». Абсолютно не понятно, что это значит — ясно другое. Citroen C3 не боится наших тревожных реалий, не требует параллельную вселенную. Чокнутый сказочный мир, в который порой так хочется погрузиться, отправив всех чёртовых внуков к чёртовой бабушке, маленький С3 возит в себе. И в этом он схож со шлемом виртуальной реальности. Надеть Citroen, одеться в Citroen. Быть может, как раз этим «сэ-труа» способен очень, очень-очень понравиться. Настолько, что расставание покажется противоестественным. Будто спустилось с гор чудище поганое и вероломно отняло у тебя машину. Отобрало любимый автомобиль. Забрало!
Технические характеристики
Citroen C31.4 VTi 1.6 VTi
Кузов
Тип кузовахэтчбекхэтчбек
Число дверей/мест5/55/5
Длина, мм39413941
Ширина, мм17281728
Высота, мм15381538
Колёсная база, мм24662466
Колея передняя/задняя, мм1465/14671465/1467
Снаряжённая масса, кг10751135
Полная масса, кг15761612
Объём багажника, л300–1000300–1000
Двигатель
Типбензиновыйбензиновый
Расположениеспереди, поперечноcпереди, поперечно
Число и расположение цилиндров4, в ряд4, в ряд
Число клапанов1616
Рабочий объём, см313971598
Макс. мощность, л.с./об/мин95/6000120/6000
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин136/4000160/4250
Трансмиссия
Коробка передачмеханическая, пятиступенчатаяавтоматическая, четырёхступенчатая
Приводпереднийпередний
Ходовая часть
Передняя подвесканезависимая, пружинная, McPhersonнезависимая, пружинная, McPherson
Задняя подвескаполузависимая, пружиннаяполузависимая, пружинная
Передние тормозадисковые вентилируемыедисковые вентилируемые
Задние тормозабарабанныедисковые
Шины185/65 R15185/65 R15
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч184190
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с10,610,9
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл7,69,6
— загородный цикл4,65,3
— смешанный цикл5,86,9
Норма токсичностиЕвро-5Евро-5
Ёмкость топливного бака, л5050
ТопливоАИ-95АИ-95
Техника
Двигатели 1.4 и 1.6 мощностью 95 и 120 л.с. — совместная разработка концерна PSA Peugeot Citroen и компании BMW. Моторы оснащены системой регулировки высоты подъёма впускных клапанов и фаз газораспределения на впуске и выпуске. Главное достоинство — оптимизация потребления топлива, особенно на частичных нагрузках, снижение вредных выбросов и очень пологая кривая крутящего момента: 88% от максимального его значения доступно уже при 2000 об/мин.
Citroen C3 целиком и полностью производится во Франции на заводах в Олнэ и Пуасси. Директор компании Citroen по продукции Винсент Бессон поведал, что поставщикам было предложено изучить каждый компонент детали на предмет снижения веса. По этой причине множество комплектующих пришлось заменить. В результате, например, «голый» кузов стал на 50 кило легче по сравнению с предшественником.
Также инженерам удалось сократить количество отдельных частей. Так, передний бампер теперь собран из меньшего числа «кусков». Очень много работы потребовала звукоизоляция. К примеру, кинематика подвески была доработана именно в целях борьбы с шумом.
Дизайн
«Это первая машина в моей практике, дизайн которой фактически продиктовал автомобиль-предшественник. Когда мы начали проект „це-третьего“, то сразу поняли, что не надо ничего сильно менять», — рассказывает шеф-дизайнер нового хэтча Марк Ллойд. Облик ситроеновцы называют стильным, повзрослевшим, но весёлым.
Акценты расставлены на качество, изысканность и фан. «Сэ-труа» позиционируется как семейный и должен рассматриваться скорее как первая, а не вторая машина в доме. «Он по-прежнему узнаваем и выделяется в своём сегменте. Закруглённые формы сохранились, но с новых позиций нам гораздо проще апеллировать к мужчинам», — говорит руководитель проекта C3 Пьер Будар.
Безопасность
Краш-тесты Euro NCAP, выпавшие на долю «це-третьего» летом 2009 года, принесли машинке четыре звезды из пяти возможных. Защита взрослых и детей оказалась на приличном уровне (83% и 74% соответственно). Однако эксперты поставили невысокие оценки за отношение «француза» к пешеходам (33%) — не понравился край капота. Также исследователей удовлетворило лишь на 40% оснащение базовой версии электронными помощниками.
История
Концепт-кар Citroen С3, также известный под именем Lumiere, был показан в 1998 году на мотор-шоу в Париже. «Утроенная» буква C расшифровывалась как Centre de Creation Citroen. По идее разработчиков, автомобиль должен был продемонстрировать новую архитектуру и эстетику машин B-класса и «открыть двери в XXI век». К решению последней задачи почти прозрачный четырёхместный концепт подошёл оригинально, распахнув задние дверки против хода движения. Хитро открывался и багажник — в верхней точке дверь складывалась пополам. А передние кресла разворачивались на 180 градусов навстречу задним пассажирам.
Заметьте, у прототипа нынешнего «сэ-труа» тоже был своего рода «Зенит» — огромное лобовое стекло и закрывающаяся шторкой стеклянная крыша. Концепт предзнаменовывал собой скорое появление нового типа «основного» автомобиля — безопасного, универсального и экономичного. Таковой ситроеновцы пообещали выкатить в 2002 году.
И первое поколение C3 появилось точно в срок. В сравнении с прямыми конкурентами новый пятидверный хэтчбек не мог похвастать особым простором в салоне (особенно на задних сиденьях). Но модель ждал очень тёплый приём (продано свыше 2,25 млн экземпляров). Одна из главных тому причин — яркий, запоминающийся образ, созданный Донато Коко и Жаном-Пьером Плуэ, известным по другому симпатяге — первому Renault Twingo.
Второй составляющей успеха стало разнообразие версий. Бензиновые движки объёмом 1,1, 1,4 и 1,6 л и мощностью от 61 до 110 л.с. были дополнены дизелями серии HDi (1,4 и 1,6 л, от 70 до 110 л.с.), созданными при участии компании Ford. Вместе с мотором 1.4, оборудованным системой питания сжатым природным газом (он появился в гамме в 2005-м), всего выходило восемь двигателей.
Классическую пятиступенчатую «механику» на ряде модификаций можно было заменить «роботом» с подрулевыми лепестками или четырёхступенчатым «автоматом». Третьим же козырем модели стало богатство комплектаций и опций: четыре уровня с весьма неплохим оснащением даже в «базе».
В 2003 году появился кабриолет C3 Pluriel. Он обратил на себя внимание не только смелым дизайном, но и выбором степени трансформации верха: электропривод здесь складывает тканевую крышу, превращая кузов Pluriel в подобие тарги, но для полного разоблачения требуется снять массивные боковые дуги.
Кабриолет предлагается с парой бензиновых и одним дизельным моторами, с двумя коробками передач — ручной и роботизированной. По ходу его производства французы пару раз вносили изменения в интерьер и внешность.
С 2004 по 2008 год C3 располагал в своём арсенале версией XTR. Она отличалась расширенными колёсными арками и чёрным пластиком, идущим по низу кузова. Он придавал малышу внедорожный дух. А для поддержки боевой внешности XTR располагал полезной опцией — дифференциалом повышенного трения.
В 2004 году C3 с двигателем 1.4 и коробкой-"роботом" Sensodrive получил систему start/stop, которая глушила мотор, как только скорость падала ниже 5 км/ч, и мгновенно вновь его запускала, когда водитель снимал ногу с педали тормоза. Она не была первой в мире, но, вероятно, стала одной из первых более или менее успешных, после не слишком распространившихся экспериментов Фольксвагена и Фиата в 1980-х и 1990-х.
В октябре 2005 года C3 пережил фейслифтинг. Изменились бамперы и решётка радиатора, задние фонари. Затронул рестайлинг и салон: дизайнеры обновили переднюю панель, в том числе комбинацию приборов, внедрили более качественные и фактурные материалы отделки (а они ведь и вначале не производили плохого впечатления). Некоторые перемены претерпела гамма моторов, и было улучшено рулевое управление.
В том же 2005 году французы показали экспериментальный Citroen С3 — с системой полуавтоматической парковки City Park. Она самостоятельно находила место для автомобиля и сама крутила руль, подсказывая водителю, как работать педалями и переключать передачи. Инструкции City Park давала синтезатором речи и визуально на центральном дисплее. Дальше демоверсии системы дело не зашло.
В июле 2008 года семейство C3 пополнилось компактвэном C3 Picasso. И здесь французы остались верны себе: броский экстерьер и стильный салон — это первое, что выделяет данную модель из ряда соперников. Опциональная панорамная стеклянная крыша доводит площадь остекления до 4,52 «квадрата», что придаёт ещё больше воздушности и без того довольно просторному интерьеру.
C3 Picasso располагает на выбор парой бензиновых движков VTi, разработанных BMW, объёмом 1,4 (95 л.с.) и 1,6 (120 л.с.) л, а также двумя дизелями HDi 1,6 л (90 либо 110 л.с.). Все комплектуются пятиступенчатой «механикой», хотя в будущем инженеры обещают добавить в арсенал компактвэна «робота» и механическую коробку с шестью ступенями, а ещё — систему start/stop.
За кадром
Покататься на маленьких Ситроенах довелось в головокружительных, величественных, потрясающей красоты местах. Правда, очень недолго — на всё про всё было меньше суток. К тому же Приэльбрусье встретило нас проливным дождём, от которого за пару часов удалось-таки уехать в горы: из Нальчика в посёлок Терскол. Однако тут нас с какой-то невообразимой скоростью накрыл густой туман, плавно перетекший в темноту ночи.
В Кабардино-Балкарии совсем нет кошек — их победили собаки, коих здесь неимоверное количество. Псы, впрочем, тихие и дружелюбные. На второй день мы добрались до Голубых озёр, где увидели, что у чёрненького хэтча появилась вмятина на пятой двери. Как выяснилось, её оставила корова.
Перед вылетом в аэропорту Нальчика у нас была возможность лицезреть всю «флотилию», которую представительство Ситроена доставило в Приэльбрусье двумя автовозами — 12 машин. Из них семь «це-третьих» и три C3 Picasso. Такого количества таких автомобилей здесь никогда не видели и вряд ли увидят. Вероятно, столь ярким и контрастным зрелищем можно заинтересовать самого Сатану.

Когда мы, больше десятка молодых москвичей, проходили досмотр, женщина у сканера была явно сконфужена — у каждого из нас в сумках лежали одинаковые бинокли. Что бы это значило, ей никто так и не объяснил. Нам тоже. Видимо, это и есть Visiodrive.

Источник: DRIVE.ru